АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНОВ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ВЫДАЧЕ ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ (ВЫДЕРЖКИ)
12. Начало выполнения упражнений осуществляется по команде экзаменатора.
- Упражнения для проведения экзамена на право управления транспортными средствами категорий “M”, “A” и подкатегории “A1”
Упражнение N 1 “Маневрирование в ограниченном пространстве, торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку”
- Упражнение состоит из 4-х элементов: “Габаритная восьмерка”, “Змейка”, “Скоростное маневрирование” и “Габаритный коридор”.
Экзаменатором определяются для проведения экзамена 3 из 4-х элементов, входящих в состав настоящего упражнения, с учетом имеющихся условий для выполнения всего упражнения, в том числе возможности одновременного размещения элементов, схемы организации движения, применяемой на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке.
13.1. “Габаритная восьмерка”
Рисунок 1. Схема и размеры элемента упражнения
N 1 – “Габаритная восьмерка”
При выполнении задания кандидат в водители осуществляет движение по заданной траектории (рисунок 1).
13.2. “Змейка”.
Кандидат в водители осуществляет движение по заданной траектории, оставляя первый разметочный конус с левой стороны от мототранспортного средства, последовательно объезжая разметочные конуса с левой и правой сторон (рисунок 2).
Рисунок 2. Схема и размеры элемента упражнения
N 1 – “Змейка”
13.3. “Скоростное маневрирование”.
Кандидат в водители:
объезжает последовательно с левой и правой сторон 5 разметочных конусов (рисунок 3);
совершает разворот в ограниченном разметочными конусами пространстве;
Рисунок 3. Схема и размеры элемента упражнения
N 1 – “Скоростное маневрирование”
последовательно проезжает габаритные ворота 1, 2 и 3;
останавливается на расстоянии, не превышающем значение “L” от линии “СТОП” (по проекции переднего габарита);
включает нейтральную передачу (при выполнении упражнения на мототранспортном средстве с механической коробкой переключения передач) и удерживает транспортное средство в неподвижном состоянии, коснувшись одной ногой поверхности площадки;
выезжает из зоны выполнения упражнения, пересекая линию “СТОП”.
Время выполнения элемента упражнения не должно превышать 35 секунд.
13.4. “Габаритный коридор”.
Кандидат в водители:
осуществляет движение в габаритном коридоре (рисунок 4);
останавливается на расстоянии, не превышающем значение “L” от линии “СТОП” (по проекции переднего габарита);
включает нейтральную передачу (при выполнении упражнения на мототранспортном средстве с механической коробкой переключения передач) и удерживает транспортное средство в неподвижном состоянии, коснувшись одной ногой поверхности площадки;
выезжает из зоны выполнения упражнения, пересекая линию “СТОП”.
На участке, обозначенном размером “Г”, разметочные конуса (разметочные стойки) не устанавливаются.
Рисунок 4. Схема и размеры элемента упражнения
N 1 – “Габаритный коридор”
Упражнение N 2 “Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места”
- Кандидат в водители после пересечения на мототранспортном средстве линии начала выполнения упражнения останавливается в обозначенном месте так, чтобы мототранспортное средство по проекции заднего габарита пересекло линию начала выполнения упражнения, выключает двигатель и спешивается (рисунок 5).
Далее кандидат в водители, удерживая мототранспортное средство в равновесии, пешком, располагаясь от мототранспортного средства с удобной для него стороны, откатывает его задним ходом и устанавливает на подножку в пределах обозначенного места парковки так, чтобы оно по проекции переднего габарита пересекло линию окончания выполнения упражнения. Затем садится на мототранспортное средство, запускает двигатель и выезжает с парковочного места.
Рисунок 5. Схема и размеры упражнения N 2
Упражнение N 3 “Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров”
- Кандидат в водители:
осуществляет движение по обозначенной полосе (рисунок 6);
подает сигнал поворота и совершает маневр перестроения к месту остановки так, чтобы проекция левого габарита мототранспортного средства пересекла контрольную линию;
останавливается на расстоянии, не превышающем значение “L” от линии “СТОП” и не превышающем значение “L” от линии разметки по проекции правого габарита транспортного средства;
включает нейтральную передачу (при выполнении упражнения на мототранспортном средстве с механической коробкой переключения передач) и удерживает транспортное средство в неподвижном состоянии, коснувшись двумя ногами поверхности площадки;
выезжает из зоны выполнения упражнения, пересекая линию “СТОП”.
Рисунок 6. Схема упражнения N 3
- Упражнения для проведения экзамена на право управления транспортными средствами категорий “B”, “C” и “D” и подкатегорий “B1”, “C1” и “D1”
Упражнение N 4 “Остановка и начало движения на подъеме”
- Кандидат в водители:
останавливает транспортное средство перед линией “СТОП-1”, не пересекая проекцией переднего габарита транспортного средства, таким образом, чтобы все колеса находились на участке подъема (рисунок 7);
фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии;
продолжает движение в прямом направлении, не допуская отката транспортного средства назад более чем на 0,3 м;
останавливается перед линией “СТОП-2” на расстоянии не более 1 м, включает нейтральную передачу (при выполнении упражнения на транспортном средстве с механической коробкой переключения передач) и фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии;
выезжает из зоны выполнения упражнения, пересекая линию “СТОП-2”.
- Величина отката фиксируется экзаменатором путем выставления контрольной стойки высотой не менее 1 м на расстоянии 0,3 м от проекции заднего габарита после остановки транспортного средства перед линией “СТОП-1” либо автоматизированной системой контроля и оценки навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители.
Рисунок 7. Схема упражнения N 4
Упражнение N 5 “Маневрирование в ограниченном пространстве”
- Упражнение состоит из 3-х элементов: “Повороты на 90 градусов”, “Разворот в ограниченном пространстве” и “Змейка”.
Экзаменатором определяются для проведения экзамена 2 из 3-х элементов, входящих в состав настоящего упражнения, с учетом имеющихся условий для выполнения упражнения, в том числе возможности одновременного размещения элементов упражнения, схемы организации движения, применяемой на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке.
18.1. “Повороты на 90 градусов”.
Кандидат в водители поочередно совершает левый и правый повороты по заданной траектории (рисунок 8).
Рисунок 8. Схема элемента упражнения
N 5 – “Повороты на 90 градусов”
18.2. “Разворот в ограниченном пространстве”.
Кандидат в водители выполняет разворот по заданной траектории, используя включение передачи заднего хода (рисунок 9).
18.3. “Змейка”.
Кандидат в водители поочередно совершает левый и правый повороты по заданной траектории (рисунок 10).
Рисунок 9. Схема элемента упражнения
N 5 – “Разворот в ограниченном пространстве”
Рисунок 10. Схема элемента упражнения
N 5 – “Змейка”
Упражнение N 6 “Движение и маневрирование задним ходом, въезд в бокс задним ходом”
- Кандидат в водители:
въезжает в зону выполнения упражнения (рисунок 11);
маневрируя задним ходом, устанавливает транспортное средство в боксе так, чтобы проекция переднего габарита транспортного средства пересекла контрольную линию;
включает нейтральную передачу и фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии;
выезжает из бокса и пересекает линию окончания выполнения упражнения.
В зависимости от схемы организации движения, применяемой на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке, выполнение упражнения может осуществляться как с левой, так и с правой стороны от бокса.
Рисунок 11. Схема упражнения N 6
Упражнение N 7 “Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места, парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе), остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров”
- Кандидат в водители:
устанавливает транспортное средство на место парковки, двигаясь задним ходом так, чтобы проекция левого габарита транспортного средства пересекла контрольную линию (рисунок 12);
включает нейтральную передачу и фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии, после чего выезжает с места парковки.
Рисунок 12. Схема упражнения N 7
Упражнение N 8 “Проезд регулируемого перекрестка” (для автоматизированных автодромов)
- Кандидат в водители:
проезжает регулируемый перекресток согласно схеме организации движения автоматизированного автодрома, соблюдая требования сигналов светофора (рисунок 13);
при включении запрещающего сигнала светофора останавливает транспортное средство перед линией “СТОП”;
при включении разрешающего сигнала светофора проезжает перекресток в заданном направлении.
В зависимости от схемы организации движения, применяемой на автоматизированном автодроме, для выполнения упражнения может применяться Т-образный перекресток.